Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Рюкзак для первоклассника

 



   Близится первое сентября. А значит, пора покупать учебники, тетради, ручки и еще то, в чем ребёнку предстоит их носить. Но что для этого подойдет больше всего: сумка, портфель, дипломат? Ортопеды рекомендуют выбрать школьный рюкзак (ранец).   

   Известно, что более чем у 40 процентов детей еще до поступления в первый класс нарушена осанка, а за годы учебы этот процент увеличивается в два раза! И неудивительно: с четырех до десяти лет у ребёнка активно формируются механизмы, обеспечивающие его вертикальную позу. А тут – тяжёлая сумка с учебниками, да еще закинутая на одно плечо. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. А вот ношение школьных принадлежностей за спиной способствует равномерному распределению нагрузки. К тому же руки остаются свободными.

   Выбирая рюкзак, для начала можно обратить внимание на его расцветку; желательно, чтобы она была яркой. Это не только дань моде, но и своеобразная защита ребенка: если он окажется на проезжей части, водителям в случае чего легче будет его увидеть. Впрочем, если даже школьник предпочтет темный рюкзак – ничего страшного, достаточно прикрепить к нему несколько значков кислотных оттенков или отражающие свет брелоки, которые тоже будут служить своеобразным светофором.

   Теперь нужно оценить материал, из которого сделан рюкзак. Обычно их изготавливают из кожзаменителя или синтетики. Эти материалы дёшевы, а ещё они легко моются и мало весят. Лучше всего выбрать рюкзак с водоотталкивающей пропиткой – его будет очень просто чистить. Все рюкзаки должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение или гигиенический сертификат, подтверждающий безопасность для здоровья ребенка тех материалов, из которых они изготовлены.

   Для  холодного климата важно такое качество ткани, как морозостойкость. Иначе при минусовой температуре она будет буквально стоять колом. Если рюкзак произведен в стране с жарким климатом, школьник сможет нормально пользоваться им лишь до первых холодов.

   Далее следует заглянуть внутрь и рассмотреть подкладку. Она не должна пропускать воду – иначе будет очень сложно оттереть пятна от краски или пасты. Проверьте, нет ли внутри торчащих ниток и расходящихся швов. И не очень ли резко пахнет вещь? Все это может служить признаком того, что её произвели не на фабрике, а кустарно. В лучшем случае она быстро порвётся, а в худшем – навредит ребенку: краска может оказаться токсичной, а о швы ребёнок легко порежется.

   Особое внимание задней стенке рюкзака. Она должна быть уплотнена и хорошо прилегать к спине – это необходимо для поддержки позвоночника в анатомически правильном положении. Пусть ребёнок примерит рюкзак и сам определит, удобен ли он. А вы со стороны посмотрите, не искривляется ли его спина (для проверки в рюкзак стоит положить несколько книг). Малейший дискомфорт – веский повод для того, чтобы подобрать другой.

   Желательно, чтобы у рюкзака было несколько карманов внутри и снаружи – в них очень удобно хранить пенал, набор фломастеров, носовой платок... А вот рюкзак с множеством отсеков и перегородок подойдет далеко не каждому первокласснику: с непривычки очень сложно разобраться, куда что класть, и внутри всё равно будет творческий беспорядок. Зато школьники-подростки обязательно найдут применение каждому кармашку, да еще и порадуются тому, что смотрится такой рюкзак очень оригинально.

   Хорошо бы убедиться, что все замочки работают, молнии не расходятся, а язычки у них достаточно большие и удобные. Если ребёнку сложно справляться с тугими застежками, лучше выбрать другую модель, – иначе в спешке он может сломать молнию или замок.

   Нужно проверить плечевые ремни-ручки – ведь именно на них ложится основная тяжесть рюкзака. Они не только должны регулироваться по длине, но и быть широкими (особенно в верхней части) – три с половиной-четыре сантиметра. Желательно, чтобы на одном ремне был разъем, – так легче будет надевать ранец. Проверьте ручки на ощупь: достаточно ли они мягкие, нет ли на них грубых швов?

   Ручки должны быть крепко пришиты, иначе под тяжестью книг они в скором времени оторвутся. Ведь теперь даже первоклашкам приходится носить в школу немалые для их возраста тяжести: не только увесистые учебники, но и альбомы, краски, спортивную форму, сменную обувь...

   Вес пустого ранца не должен превышать 700 граммов. А вес ранца с книгами не должен превышать 10 процентов веса своего владельца. Если же рюкзак значительно тяжелее, это чревато сколиозом, плоскостопием и даже проблемами с сердечно-сосудистой системой.

   Дно ранца должно быть ровным, плоским и твёрдым, иначе книжки его продавят и даже порвут. Если положить в ранец несколько учебников и слегка встряхнуть его: если дно не прогнулось, всё в порядке. Металлические выступы-ножки сделают ранец более устойчивым на полу, а благодаря чуть ребристой поверхности дна он не будет скользить.

Автор статьи: Елена Большакова  


   Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.


На всё есть свои нормы.

   Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1–4-х классов – 300 г;
  • 5–6-х классов – 400 г;
  • 7–8-х классов – 500 г;
  • 10–11-х классов – 600 г.

Это важно!

   Гигиенические нормативы веса школьной сумки с содержимым для каждого возраста свои:

  • 1–2 классы (ребенок 7 лет) – 1,5 кг;
  • 3–4 классы – 2,5 кг;
  • 5–6 классы – 3 кг;
  • 7–8 классы – 3,5 кг;
  • 9–11 классы – до 4 кг.

   Таким образом, пустой ранец должен весить 500–800 г.

   В той части ранца, которая прилегает к спине, должны располагаться твёрдые учебники и книги, в среднем отделении – тетради и пенал. Снаружи должна быть карманчики для бутылочки с водой и мелких предметов, а так же для контейнера с завтраком (если это необходимо).   


Полезный и нужный элемент ранца – светоотражающие полоски для большей безопасности на дороге.


Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30 % веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20 % давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22 % веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т. е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.


Рекомендации ученикам.

  • Не носить лишнего в ранцах.
  • Проверять ранец ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации работникам школ.

   Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

  • использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • найти возможность( в начальной школе) использовать два комплекта учебников ( один – в школе и один- дома);
  • при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
  • организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Правила для поддержания правильной осанки.

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Не носить ранец или портфель в одной руке.
  • Не перегружать портфель.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки.

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

   Инструкция эксперту

   Постараться дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех-балльную шкалу:

  • 0 – признак не проявляется;
  • 1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
  • 2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;
  • 3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.

   Признаки

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2. Носит сумки, портфель в одной руке.

3. Имеет привычку сутулиться.

4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Неправильно или регулярно питается.

8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

   Интерпретация результатов

   Благополучный показатель – до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Автор: Светлана Козицина



Вернуться на страницу «Родителям»

 


^ Наверх ^