Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Урок русского языка. Общие сведения о глаголе. 4 класс

 


Цель урока:

  • актуализировать и упорядочить знания детей о глаголе в процессе работы с текстом  и словом в технологии РКМЧП

Задачи образовательные:

  • Формировать умение распознавать в тексте глаголы, отличать их от других частей речи.
  • Обогащать речь учащихся глаголами.

Задачи развивающие:

  • Развивать у учащихся умения анализировать, выстраивать логические  рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу, планировать учебную деятельность.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, речь, память, творческие способности учащихся.
  • Развивать умение искать связи между событиями, учить анализировать.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  • Формировать коммуникативные умения.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, активность, трудолюбие.
  • Воспитывать  аккуратность при выполнении письменных работ, точность,   самостоятельность, самоконтроль.
  • Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.

Оборудование урока:

Экран, проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, листы с печатным текстом «Из истории слов», таблицы «бортовые журналы», разноуровневые «синквейны».

Ход урока:

I. Орг. момент

– Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке.

– Надеюсь, он всем принесёт радость общения, что-то новое, полезное.

– Удачи вам и плодотворной работы.

– Садитесь. Откройте тетради.

– Запишите число: 16 февраля. Классная работа. (Работа в тетрадях)

II. Чистописание

– Начнем наш урок с минутки чистописания. (По щелчку левой кнопкой мыши появляется название этапа урока.)

– Сегодня мы с вами повторим на минутке чистописания написание букв Лл, Мм.  (По второму щелчку левой кнопкой мыши появляются буквы.) Учащиеся прописывают соединение букв: Лл Мм лм мл ля ям оло омо ми

III. Стадия вызова.

1. Определение темы урока. Целеполагание.

 Прочитайте стихотворение и определите тему урока.

2. Словарная работа

– Поговорим о здоровом питании…

– Что полезнее: варить или жарить?

– Познакомьтесь  с рецептом приготовления овсяной каши.

– Прочитайте.

– Спишите. Вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните глаголы.

3. Составление кластера. Заполнение «Бортовых журналов».

– Давайте с вами составим кластер сегодняшнего урока, одновременно заполните левую колонку журнала наблюдения. (Дети предлагают записать всё, что знают о глаголах).

– А падежи будут?

– Можно ли предположить, что мы здесь будем что-то исправлять?

– А дополнять будем?

Приём технологии РКМЧП «Кластер»

(Схему рисует на доске учитель)

Приём технологии РКМЧП «Бортовой журнал»

(Индивидуальные таблицы заполняют дети) 

           ○           ○

      ☼

    ○          ○           ○

Предположения Предположения
   

IV. Стадия осмысления

1. Стр. 50, упр. 1. Отличие глаголов от существительных

– Откройте учебники.

– Прочитайте.

– Выпишите в два столбика:

1. Глаголы.     2. Существительные.

– Проверка.

– Вывод: Слова совпадают по звучанию и написанию, но разные по значению.

– Как мы называем такие слова? (Омонимы)

 Как вы отличали глаголы от существительных? (Глаголы обозначают действие)

2. Физминутка

Учитель называет слова (разные части речи). Ученики должны выполнять команду, только когда они слышат глаголы.

Встать, руки вперёд, надо хлопнуть в ладоши, руки за голову, руки поднять вверх, опустить, встать ровно, наклон влево, наклониться вперёд, 2 шага вперёд, улыбнуться, сесть.

3. Стр. 50, упр. 2   Глаголы обозначают действие? (Слайд 14)

– Прочитайте. Можно ли только по этому признаку определить, какой частью речи является это слово?

– Поднимите руку, кто считает, что можно…

– Поднимите руку, кто считает, что нельзя… (Мнения детей могут разойтись)

– Давайте прочитаем текст, может он поможет ответить на этот вопрос.

4. Работа с текстом.  Углубление знаний о слове  «глагол».

– Положите перед собой большой белый лист с текстом.  Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:

«V» – уже знал, «+» – новое, «?» – не понял. (Учащиеся читают текст)

Прочитай. Отметь:

 Хотелось бы вам узнать, откуда взялось такое странное слово глагол?

 Слово глагол вообще и означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. Предки наши рассматривали его как слово из слов, важнейший вид слов.

Значит, глагол выражает действие?

 Да, но вот что забавно: бездействие мы выражаем тоже с его помощью: спать, лежать, молчать, стоять и т.п.

 В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.

 У Пушкина: И, обходя моря и земли,

  Глаголом жги сердца людей. (Словом)

 У Лермонтова:   Вот у ног Ерусалима,

Богом сожжена,

Безглагольна, недвижима

Мёртвая страна.

 (Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный.)

 Судьба слова глаголь (то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г: так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», т. е. А Б В Г Д.

(Азбука называлась раньше Абевега).

– А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу.

– Запишите в своем «журнале наблюдений», что нового вы узнали из текста  о слове «Глагол».

5. Анимированная физминутка для глаз «Солнышко».

6. Стр. 51, упр. 5.   Глагол обозначает действие, состояние предмета, изменение признака.

– Прочитайте задание.

– Разделите тетрадный лист на три части.

– Выпишите данные глаголы в три столбика.

– Что должны обозначать глаголы в I колонке?

Действие предмета Состояние предмета Изменение признака
     

– … во II колонке?

– … в III колонке? (Три человека выписывают глаголы у доски, остальные в тетрадях)

V. Стадия рефлексии.

1. Возвращение к кластеру.

Подведём итоги нашего урока.

– Вернёмся к кластеру, а вы опять положите перед собой таблицы.

– Добавим в кластер всё, что нового удалось узнать на уроке. (Учащиеся вспоминают все, что узнали по данной теме.)

2. Синквейн.

Заканчивая урок, я предлагаю вам написать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка – что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка – новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

3. Игра «Угадай, что ты делаешь»

(В плакат с вырезанным отверстием ребёнок вставляет лицо, не зная, что на нём нарисовано. Класс подсказывает вызванному, наводит на мысль):

Плавать – речка, вода, …

Бежать – ноги, быстро, …

Учиться – школа, тетрадь, …

Гулять – играть на улице, …

Болеть – градусник , температура…

Кататься – машина, скорость, …

4. Домашнее задание.

– Напишите дома сочинение на тему «Мой день». Это может быть какая-то часть дня, например, прогулка.  Это может быть интересный случай, произошедший с вами в школе. Это может быть режим всего вашего дня.

5. Итог урока

 


•Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. 2008. № 4.
•Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М., 2004.
•Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. СПб: Альянс «Дельта», 2003.
•Картинки:  книга с ручкой http://office.microsoft.com/clipart/preview.aspx?

•Русский язык 4 класс: Зеленина ,Хохлова

•Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.
•Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык / Авт. В. В. Волина; худож. Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АТС», 1997.
Paul Mauriat. «Song For Anna»
Перейти на:  
Главную страницу 
Учительская
СОТ
Такие разные уроки

^ Наверх ^