Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Урок математики. Числа от 1 до 10. Урок-путешествие по книге К. И. Чуковского «Телефон». 1 класс


Закрепление пройденного. 1 класс. УМК «Школа России».
Цель: закрепить полученные ранее знания устного и письменного счёта, умения решать задачи в пределах первого десятка. 
Задачи образовательные: 
1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания чисел первого десятка.
2. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи изученных типов, умение чертить отрезки.
Задачи развивающие: Развивать навык быстрого, правильного счёта. Развивать умение искать связи между событиями, учить анализировать. Развивать воображение, мышление (а также новый уровень мышления - интегрированный), память. Развивать интеллектуальные качества детей, математическую речь, внимание.
 
Задачи воспитательные: 
1. Воспитывать любознательность, активность, трудолюбие.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ, точность, самостоятельность, самоконтроль.
3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.
 
Оборудование: 
1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. Учебник для 1 класса. 6 изд. М. Просвещение, 2010.
2. Рабочие тетради, линейки, ручки, карандаши.
3. Иллюстрация «Телефон».
4. Книга К. И. Чуковского «Телефон».
5. Индивидуальные счётные линейки.
6. Ноутбук.
7. Интерактивная доска.
8. Презентация к уроку. К. Чуковский «Телефон».
 
Ход урока:
I. Организационный момент.  
– Встали ровно. Тихо сели. (Слайд №1) 
II. Определение темы. Целеполагание.
– Сегодня урок математики необычный. Перед вами книга Корнея Ивановича Чуковского и называется она … (Телефон)
– Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по этой замечательной книжке.
– А не ошиблись ли мы? При чём тут математика? (Затрудняются с ответом).
– Так давайте же откроем книжку и узнаем, в чём тут дело…
 III. Устный счёт.
1. Задачи для устного счёта. (Слайд № 2)  
– Звенит звонок.
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит? – Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада.
– Для кого?
– Для сына моего.
– А много ли прислать?
– Да пудов этак пять Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький! (Предполагается, что стихи читает учитель, но можно читать и хором, вместе с детьми, а также спрашивать желающих читать индивидуально, так как многие знают эти стихи наизусть). 
Решите задачу № 1.
– Слонёнку прислали 6 пудов шоколада.
Он съел 2 пуда. Сколько пудов шоколада осталось у слонёнка?
Прислали – 6 пудов
Съел – 2 пуда
Осталось – ? пудов
( 6-2=4 Ответ: 4 пуда шоколада осталось у слонёнка.)  
Составьте задачу № 2 по таблице и решите её. 
Было – 4 шок.
Подарили – 6 шок.
Стало – ? шок.
( У слонёнка было 4 шоколадки. Ему подарили ещё 6 шоколадок. Сколько шоколадок стало у слонёнка?) (4 + 6= 10 – шоколадок стало у слонёнка.) 
 2. Работа с индивидуальными дидактическими пособиями счётными линейками. (Слайд № 3) 
А потом позвонил Крокодил 
И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
– Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары Отличных калош?
– Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину Дюжину
Новых и сладких калош!  
– Ребята, ответьте на вопросы Крокодила и покажите ответ на линейке.
0 1 2 3 4 5 6 7
8
9

– У Тотоши 2 пары калош. Покажите, это сколько калош?
– У папы Тотоши всего 7 калош. Покажите число на 2 больше, чем 7.
– Покажите число, которое следует при счёте за числом 6.
– Покажите число, которое на 2 больше, чем 5.
– Покажите предшествующее число числу 3.
– 4 увеличить на 3.
– 9 уменьшить на 2.
– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?
– Какое число надо вычесть из 6, чтобы получилось 3? …
 
IV. Работа над материалом урока.
 
1. Минутка чистописания. Зайчата. (Слайд № 4)  
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать перчатки? 
– А вы откройте тетрадки. – Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
– На первой строчке пишем цифру 3.
– На второй – вам нужно найти закономерность и логически продолжить ряд: 20, 17, 14, …(Проверка)
– На третьей строчке рисуем зайчиков по образцу.
 
2. Работа с книгой. Мартышки. (Слайд №5)  
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки!  
– Откройте учебники на странице 106.
«Рассмотри картинку. Составь и реши задачу, в которой спрашивается, сколько всего книг взяли с полки».
 Дети устно составляют задачи. Устно решают их.  
– Прочитайте задачу № 2.
«На полке было 8 книг. С полки взяли 3 книги. Сколько книг осталось?».
Дети коллективно составляют краткую запись. Решение выполняют письменно, самостоятельно.
У доски будут работать 3 человека. Проверка.
 
3. Физминутка. Медведь. (Слайд № 6)  
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему – Не пойму!
– Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
– Повесьте, пожалуйста, трубку!  
– А у нас, ребята, физминутка:  
Мишка по лесу гулял, (ходьба)
И детишек он искал. (Взмахи руками)
Долго-долго он искал, (рука у лба)
Сел на травку, задремал. (Присели, закрыли глаза)
Стали деточки плясать, (встали, поплясали)
Стали ножками стучать: (топают)
– Миша, Мишенька, вставай, И ребяток догоняй! (Побегали на месте.) (Сели.)
 
4. Решение выражений на сравнение. Цапли. (Слайд № 7) 
А потом позвонили цапли:
– Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! 
 
Задание:
– Помогите цаплям этими каплями.
Кто правильно посчитает, правильно поставит знак, тот помог цаплям.
Дети записывают выражения. У доски по одному человеку.
 
5. Работа с книгой. Газели. (Слайд № 8) 
А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели В самом деле
Все сгорели Карусели?
– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
 А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели Погорели?
Что за глупые газели!
 
– Прочитайте вопросы из задания № 13 на странице108.  
1) Кто сидит в кабине с номером 1? 2? 3? (1. Ёжик. 2. Зайцы. 3. Утята.)
2) Найди кабину, в которую продан билет с номером 5; 7. ( 1. Синяя. 2. Зелёная.)
 
– Прочитайте задачу № 14 на странице 108.  
«На аттракционе «Колесо обозрения» всего 8 кабин, но в 2 кабины уже куплены билеты.
Сколько ещё свободных кабин осталось?»

6. Физминутка. Кенгуру. (Слайд № 9) 
А вчера поутру Кенгуру:
– Не это ли квартира Мойдодыра?
– Я рассердился, да как заору:
– Нет! Это чужая квартира!!!
– А где Мойдодыр?
– Не могу вам сказать...
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
– Давайте позвоним.
 
Проводится игра «Тут что-то не так».
 
Учитель говорит текст: Дети
– Звоним это мы по граммофону…
Ребята встают.
Здесь дети топают, исправляют ошибку:
– Нет, это не так… По телефону. 
– Ну, хорошо, по телефону.
– И как вчера поутру Какаду… 
Опять топают, исправляют ошибку:
– Нет, это не так… Кенгуру.
– Ну, хорошо, Кенгуру.
– Не это ли квартира Российского сыра…
Опять топают, исправляют ошибку:
– Нет, это не так…
– Мойдодыра
– Ну, хорошо, Мойдодыра.
– А что это за зверь такой? Мойдодыр?
Я лично считаю, это …
Топают.
– Это не зверь. Это умывальник.
– Понятно. Все зверята в лесу имеют такой умывальник. – Нет, не зверята, а ребята.
– Правильно. Ведь все вы используете его прямо на уроке…
– Нет. Утром…
– Перед едой обязательно надо мыть руки… и т. д.
– Молодцы! Давайте же продолжим наше путешествие по книжке К. И. Чуковского «Мойдодыр».
 
  
7. Работа с геометрическим материалом. Носорог. (Слайд № 10)  
Я три ночи не спал, Я устал.
Мне бы заснуть, Отдохнуть...
 Но только я лег – Звонок!
– Кто говорит?
– Носорог.
– Что такое?
– Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
– В чем дело?
– Спасите!
– Кого? – Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
– Провалился в болото?
– Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете
– Он утонет, утонет в болоте,
 Умрет, пропадет Бегемот!!!
– Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу!
Ох, нелегкая это работа
– Из болота тащить бегемота!
– Как же мы поможем бегемоту?  
– Давайте протянем спасательную верёвку для бегемота из отрезков, которые вы уже умеете чертить. 
 
Задача.  
Начертите 1-ый отрезок 3 см, а второй на 1 см больше.
Запишите решение, ответ. 
 
V. Итог урока.  
Ох, нелегкая это работа
Из болота тащить бегемота. 
– Ребята, что показалось вам самым трудным на уроке?
– Что больше всего понравилось?
 
Рефлексия. 
– На полях нарисуйте кружок.
– Красный, если урок вам понравился, было интересно, всё поняли, работа понравилась.
– Голубой, если иногда были трудности, сомнения.
– Зелёный, если с заданиями справиться не смогли. 
И такая дребедень целый день.
Если будете стараться
И запрячете всю лень,
Сказка будет продолжаться.
И такая дребедень целый день.
 Список использованной литературы:
1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В.Степанова. Математика. Учебник для 1 класса. 6 изд. М. Просвещение, 2010.
2. Книга К. И. Чуковского «Телефон». Москва. 1991 год.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1. http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/Chukovski/Telefon.htm К. Чуковский. Художник Л. Якшис.
2. http://900igr.net/photo/stikhi/Telefon.files/001-CHukovskij.html Картинка «Телефон». 
Перейти на:  
Главную страницу 
Учительская
СОТ
Такие разные уроки

^ Наверх ^