Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Давайте воспитывать вместе



  

Эта страница создана в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями, педагогами ...


Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывает время, природа и семейная жизнь.
 /К. Ушинский/  
 

Ниже статьи:


1. 10 шагов к детям
2. 10 шагов навстречу
3. Как относиться к отметкам ребёнка
4. Как повысить интерес ребёнка к учёбе
5. Нежелание учиться
6. Развиваем память школьника.
   а) Что влияет на качество запоминания?
   б) Как улучшить память школьника?
   в) Как лучше запомнить материал наизусть?

1. 10 шагов к детям

1. Не надо ждать, что ребенок будет таким, как родители или таким, как они хотят. Надо помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Нельзя требовать от ребенка платы за все, что для него сделали родители. Ему дали жизнь, как он может отблагодарить? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещать на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относиться к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, ему она тяжела не меньше, чем кому-то, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижать!

6. Не забывать, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращать больше внимания на них.

7. Не мучить себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучить, если можешь – но не делаешь. Помнить, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей жизнью родителей, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала родителям на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш»,
«свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Уметь любить чужого ребенка. Никогда не делать чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Любить своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радоваться, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

2. 10 шагов навстречу

1. Не лгать детям. Ложь стара, как мир. Обманывая ребенка, люди исходят из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего платить приходится утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.

2. Если трудно ответить ребенку, лучше помолчать и подумать. Взять тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит».

3. Забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещано – надо выполнять.

4. Нельзя имитировать общение, интерес, участие, говорить: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Надо оторваться от сериала, либо честно(!) сказать: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же, позже обязательно надо посмотреть.

5. Не делать своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяли ему времени. За свое отсутствие «платить» присутствием: лучше сходить вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.

6. Если не правы, искренне просить у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.

7. При любой возможности позволять ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.

8. Отказ надо принимать всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

9. Не конкурировать за любовь второго родителя. Всячески поддерживать в ребенке уважение к нему. Не спрашивать: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой.

10. Детей надо хвалить! Отмечать их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!

3. Как относиться к отметкам ребёнка.


• Не ругать своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
• Сочувствовать своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
• Не заставлять своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
• Не учить своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
• Никогда не выражать сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
• Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
• Не обвинять беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах собственных детей.
• Поддерживать ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
• Устраивать праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
• Демонстрировать положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

4. Как повысить интерес ребёнка к учёбе

Иногда родители сталкиваются с огромной проблемой: нежеланием  ребёнка менять привычный для него мир детства на неизведанный, почти взрослый школьный мир. Два различных полюса. Психологически очень трудно ребёнку перестроиться. Как правило, у ребёнка страх перед школой вызывает головные боли, скачки давления, спазмы в животе. Это говорит о том, что у ребёнка возникли проблемы. Сегодняшняя методика обучения более делает акцент на способы выполнения задания, чем на стимулирование процессов мышления. Составление школьных программ сориентированы на определённый общественный запрос, не учитывая индивидуальный человеческий фактор. После окончания ребёнком школы мы констатируем, что он грамотен во всех областях знаний в рамках школьной программы, но отнюдь не является гармонической личностью. Родители из хороших побуждений стараются нагрузить ребёнка ещё и дополнительными занятиями: спортивные секции, различные кружки по интересам. А если это ребёнку не нравится или не под силу? Необходимо задумываться над тем, что подобный марафон перегружает возможности нервной системы ещё неокрепшего ни физически, ни психологически организма. В итоге неразумные шаги родителей вместо всестороннего развития приводят зачастую к психологическим срывам у ребёнка. Перед нами встаёт вопрос: как повысить интерес к учёбе, не нарушая биологических ритмов ребёнка? Начнём с того, что школа должна быть свободной от каких- либо штампов, условных рамок. Не нужно жёсткого контроля над деятельностью учителя и методами проведения им занятий. Каждый человек индивидуален и строит свою работу по своим правилам. Больше всего удручает, что существует жёсткий контроль над прохождением учебной программы в чётко определённый промежуток времени и не берётся в расчёт тот факт – овладел ли каждый ученик содержанием этой программы. Ну, а самое главное – это свобода самого ученика, без оказания на него какого- либо давления. Система стимулирования ребёнка выставлением положительных и отрицательных оценок уже давно скомпрометировала себя. И учитель не должен исполнять роль карающего меча по отношению к ученикам ежедневными баллами- оценками. В школе должны быть созданы настолько тонкие педагогические условия, при которых дети сами смогут принимать для себя решения, исходя из которых и приступать к выполнению учебных занятий. Не оказывать на ребёнка давления, не подгонять его. Только таким образом можно повысить интерес к учёбе. Если учителю и родителям интересен сам ребёнок, его внутренний мир (а он очень богат и разнообразен), то им неважно будет, какого он достиг результата. Подобного рода взаимоотношения очень интересны, если трио: ребёнок–родители–ученик жизненно необходимы друг другу.

5. Нежелание учиться

Всегда ли надо сильно переживать, если ребенок не хочет в школу, делать уроки и т. д.? Может, стоит вспомнить, что и нам не всегда хочется заниматься повседневными делами? Когда действительно нужно бить тревогу и переключать все силы на спасение благополучия ребенка, а когда его можно немного пожурить, отвлечь на какое-то время.

Если:

интерес к школьной жизни стал меньше, чем до 1 сентября;

ребенок выказывает радость, когда не задают домашних заданий;

начинает периодически канючить, что ему надоело учиться;

иногда хочет остаться дома, не пойти в школу;

время от времени недоволен учителем – сильно переживать не стоит. Это сказывается накопившаяся усталость. Нужно просто хорошо встряхнуться (может, и родителям не помешал бы отдых вместе с ребенком на денёк-другой?)

Но если нежелание учиться становится постоянным, ребенок активно выражает свой протест, перестает интересоваться окружающими событиями (а бывает, что возникают различные невротические заболевания), то надо срочно бить во все колокола: беседовать с ребенком, поговорить с учителем, если необходимо, не откладывать визит к врачу. По каким признакам можно заметить, что ситуация стала угрожающей: интерес к учебе отсутствует полностью; ребенок делает уроки только с большим нажимом, «из-под палки».

Боремся с усталостью. Не перегружайте ребенка школьными занятиями. Ни в первом, ни в следующих классах. Первоклассникам в общеобразовательных школах домашние задания не задают. Но как родителям узнать, справляется ли ребенок, как помочь, если что-то не получается? Математикой можно заняться во время совместных прогулок (тут вам помогут и воробьи на ветке, и кошки на заборе), во время приготовления еды (овощи, фрукты – все можно посчитать), накрывая на стол (сколько нужно положить приборов, если папа задержался на работе?) и т. д. Чтение: помимо учебника есть много интересных, красивых книжек. А чем не текст для чтения рекламный щит на улице, вывеска на магазине? Когда ребенок приступает к домашним заданиям, нужно помнить о примерных затратах времени на его выполнение. Так, во 2-м классе затратить нужно не более 30–40 минут, в 3–4-м классах – 1–1,5 часа. Многие скажут, что за это время невозможно подготовить все задания каждый день, что времени уходит гораздо больше. Надо посмотреть внимательно вместе с учеником расписание его уроков. Есть предметы, которые встречаются каждый день. Так их и нужно готовить. Но ведь некоторые преподают 1–2 раза в неделю, а выполнение других можно приравнять к занятиям по интересам, тихим играм – рисование, труд. Физкультура – чем не отдых во время подготовки более трудных для ребенка письменных предметов? Так что, изучив расписание, наверняка найдётся 1–2 дня, когда выполнение уроков «не добирает» положенного времени. Можно перенести на этот день занятия других дней. И все же не успевает ребенок все выполнить. А друзья еще и кружки, и секции посещают. Как же так? В чем дело? Подумайте, а не рабочее ли место в этом виновато. И вообще, есть ли оно у ребенка или он выполняет задания где придется? Не становятся ли старшие братья, сестры (если они есть) этакими добрыми дарителями (Ладно, я тебе разрешу писать за моим столом, но вещи свои убирай отсюда). И подготовка к урокам сводится к доставанию – убиранию школьных принадлежностей и учебников.

6. Развиваем память школьника.

а) Что влияет на качество запоминания?

1. Большое значение имеет заинтересованность подростка тем, что он старается запомнить.
2. Необходимы настойчивость, усидчивость и сила воли: отсутствие воли к запоминанию снижает эффект восприятия материала.
3. Наличие навыков правильной и планомерной работы (перед изучением просмотреть, что было изучено раньше: концентрируется внимание и восстанавливается в памяти уже изученное, обязательна связь старого и нового).
4. Многое зависит от внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на плохую память, нужно учиться организованности, собранности.
5. Неправильное усвоение заданного на дом учебного материала.

б) Как улучшить память школьника?

1. Обратить внимание на сильные стороны памяти ребенка: зрительный тип, слуховой, двигательный, сочетание типов (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный – наиболее часто встречающиеся типы памяти).
2. Организовывать запоминание разными способами, чередовать их, развивать ослабленный тип памяти.
3. Почаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабее.
4. Чередовать восприятие прочитанного с припоминанием. Когда уже ничего не припоминается, тогда снова заглянуть в книгу. Прочитав, вновь пересказать, но уже полнее и т. д.
5. К материалу, который важно запомнить, необходимо возвращаться несколько раз (просматривать материал дома в тот же день когда он был задан и, затем, накануне того дня, на который эти уроки были заданы).
6. Выделение в запоминаемом материале опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, удачное сравнение, интересный образ), которые потом первыми будут приходить на память. Опорные пункты должны логично вытекать одно из другого.
7. Ритмизация материала (звучит как стихотворение и легче удерживается в памяти).
8. Самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.
9. Взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, периодически повторяя. Через 1–2 месяца отмечается безусловное улучшение памяти.
10. Разгрузка памяти путем применения средств внешней памяти – записных книжек, дневников, карточек, списков…
11. Рациональная организация места: каждой вещи
свое место.
12. Метод прогнозирования: «Что произойдет, если мы не запомним такой-то материал?» Чем больше следствий, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.
13. Метод минимизации – сокращения: редакторские правки или запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.
14. Прием «обратной развертки»: вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.
15. Материал делить по смыслу: самое главное и не самое главное.
16. Чередовать запоминание с другими неучебными видами деятельности.

в) Как лучше запомнить материал наизусть?

1. Необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.
2. Материал должен быть прочувствован и осмыслен.
3. Целесообразно распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2–3 раз, а через некоторое время снова вернуться к повтору.
4. Наизусть лучше заучивать вечером, перед сном или сразу после пробуждения.
5. После каждого прочтения стараться припомнить все, что возможно. 

 

^ Наверх ^