Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Рекомендации психолога



Ниже статьи:


1. 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
2. Как научить ребёнка помогать? 
2. Как преодолеть упрямство?
4. Воспитание непослушных детей
5. Портфель и осанка
6. Что скрывается под маской лени?

1. 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

 Ошибка первая –– обещание больше не любить.
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение родителей:
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:
Обещание больше не любить своего малыша
 ––– одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, можно на долгое время потерять доверие ребёнка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».
 
Ошибка вторая безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».

Мнение родителей:
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:
Никогда не надо показывать малышу, что родителям всё равно, чем дитё занимается. Кроха, почувствовав безразличие родителей, немедленно начнёт проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребёнок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».


Ошибка третья слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно
это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим
почему и зачем».

 Ошибка четвертая – детей надо баловать.
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам.»

Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство
такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу»,
вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая
навязанная роль.
«Мой ребенок
мой лучший друг»

Мнение родителей:
Ребенок
главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая
денежная.
«Больше денег
лучше воспитание»

Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги
звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая
наполеоновские планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам
дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами
это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая
слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»
Мнение родителей:
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев
есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно
это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая
ваше настроение.
«Можно или нет? Это зависит от настроения»
Мнение родителей:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое
постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая
слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»
Мнение родителей:
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину
если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.


Справочная информация, представленная на сайте, получена методом анонимного опроса родителей и является отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организатора сайта.

Автор: Елена Сухарь. Источник статьи: http://www.babyhelp.kiev.ua/?/article/126/483/11145795


 

2. Как научить ребёнка помогать?

К моменту достижения детьми шестилетнего возраста они уже, как правило, свободно себя обслуживают, то есть самостоятельно одеваются, убирают постель, завязывают шнурки и пр. Именно в это время следует приступать к более «сложным наукам», а именно: к решению насущного вопроса: как научить ребенка помогать? Чтобы превратить свой «цветок жизни» еще и в незаменимого помощника, нужно на славу потрудиться. В данной статье мы попытаемся привести пример нескольких игр, которые помогут приучить ребенка к ответственности, научат его ухаживать за растениями, а также помогать родителям на кухне. Итак, ухаживаем за цветочками. Данный вид занятия помогает сформировать в ребенке чувство долга и ответственности. Для игры понадобится небольшого размера цветочный горшок с поддоном, газета для подстилки, земля, красивая лейка и, конечно же, сам цветок. Как вы уже, наверное, догадались, далее последует настоящий труд «садовода», то есть с помощью умелых ручек ребенка вы посадите личный цветок, ответственность за который полностью ложится на плечи малыша. Следующее развлечение – сервируем стол. Эта игра поможет развить в ребенке желание заботы об окружающих, а также научит его основным «азам» столового этикета. Прежде всего, предупредите ребенка о количестве людей, участвующих в обеде, также «посвятите его в святая святых» – тайны меню. Ну, а после помогите малышу определиться с нужной посудой и ее правильным размещением. Уход за обувью также можно представить в форме игры, поверьте, в этом случае ребенок куда охотнее возьмется за выполнение своих обязанностей. Итак, сперва приготовьте все необходимые атрибуты: обувной крем, щетку, небольшую тряпочку (можно заменить губкой), и самое главное – обувь ребенка. Далее следует приступить к процессу чистки обуви в сопровождении характерной сказки. Для сказки можете использовать нечто вроде этого: «Где-то далеко-далеко, в неведомом краю жил-поживал Обувной доктор. Все проблемы, связанные с обувью, ему удавалось решить на раз. Кто только к нему ни наведывался в поиске помощи: и сандалии, и тапочки, и кеды…» далее фантазируйте сами. Ни в коем случае не прибегайте к критике, это может очень сильно ранить чувства ребенка и надолго отбить охоту «играть» в маминого помощника. Больше похвалы и веселых заданий – вот где кроется успех!


 

3. Как преодолеть упрямство?

Извечная проблема многих родителей: игрушки разбросаны, каша не съедена… на все просьбы ребенок отвечает отказом, упрямится, и в результате нервничают все. Что же делать? Как перебороть маленького упрямца?
На самом деле сложного ничего в этом нет. Главное: ребенка заинтересовать. Вследствие незрелости своей нервной системы ребенку трудно концентрировать внимание на одном и том же роде деятельности все время. К примеру, нужно заставить ребенка убрать разбросанные вещи. А он не соглашается! Не стоит прибегать к насилию. Попробуйте его немного увлечь этим занятием. Превратите сбор игрушек в интересную игру: кто из вас более меткий. В центре комнаты можно поставить корзину для игрушек и весело кидать в нее разбросанные вещи. Таким образом, вы и сами немного поднимете себе настроение, и ребенок с радостью будет кидать все игрушки, до самой последней. Но ведь нежеланием собирать игрушки детское упрямство не ограничивается. Очень болезненно воспринимается всеми мамами отказ ребенка от еды. Вроде и проголодаться должен был, а все равно сидит и терзает несчастную котлету. И тут может помочь игра. Предложите ребенку покормить его любимого плюшевого мишку. Расскажите, как мишка устал и проголодался. А при помощи «сытой» игрушки уже мама привлекает к еде самого малыша. К примеру: «Ложечку Топтыгину, ложечку Алёнушке, еще одну ложечку Топтыгину, и Алёнушке не забыть съесть ложечку». Так что, преодолеть детское упрямство намного проще не с помощью криков и угроз, а с помощью игры. Плюс такого общения еще и в том, что вы непременно еще больше сблизитесь с крохой, а в семье будет царить мир и послушание.

4. Воспитание непослушных детей.


Воспитать ребёнка без ограничений невозможно. В разных семьях подходы к воспитанию, требования к поведению разнятся. Но все сходятся в одном иногда наказание необходимо. Однако, где определить ту тонкую грань, которая будет отделять наказание от простой злости уставшего родителя? А чтобы не возникало подобных ситуаций, когда  пришлось бы давать ответ на этот вопрос, стоит усвоить несколько советов:

  • Никогда не наказывать за один проступок несколько раз. Хватит и одного.
  • Не стоит давать длительные наказания. К примеру, запрещать выходить на улицу к друзьям неделю. Вряд ли вы выдержите до конца этого срока. Лучше ограничиться несколькими днями, но не больше 3.
  • Наказание должен назначать один член семьи.
  • Нельзя, чтобы наказание было унизительным. То есть, не применяйте его при посторонних, особенно если это ровесники вашего ребенка.
  • Обязательно оставлять возможность для получения прощения. Ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, его все равно любят.

Соблюдение этих правил поможет родителям выбрать подходящую стратегию наказаний, при которой ребенок будет воспринимать наказание как справедливое воздействие, а не просто попытку сорвать на нем неудовольствие.
Воспитание непослушных детей возможно только тогда, когда проявляется последовательность и твердость в применяемых наказаниях.

5. Портфель и осанка

В чём ученики носят учебники? В последнее время для этого приспосабливают различные сумки: полиэтиленовые пакеты, сумки-авоськи, сумки на длинном ремне, различные спортивные сумки, даже с дипломатом можно увидеть младших школьников. Не поддавайтесь самообману: он пока еще маленький, вот подрастет тогда и куплю ему (ей) ранец. А пока походит с тем, что есть.

Именно сейчас, когда ребёнок интенсивно растет, ему приходится каждый день носить эту тяжелую сумку. Соберите в нее все, что нужно для занятий, и взвесьте. Нередко вы увидите вес 4
5 (а то и 6) килограммов. И это при среднем весе 20 кг (до 30 кг – 34 классы). Это 1/41/5 от веса школьника. Рассчитайте, сколько нужно вам поднять, чтоб сравняться с вашим муравьем? Поэтому не покупайте сумок, портфелей. Купите ребенку ранец. Ведь, кроме того что у ребенка будут свободны руки (легче идти), ваш школьник будет иметь меньше шансов получить боковое искривление позвоночника. Да и внешний вид станет более аккуратным. Попробуй-ка надеть ранец, если у тебя расстёгнуты пальто или куртка!

6. Что скрывается под маской лени?  

Сергей Каменский.

Самая типичная и едва ли не самая частая родительская жалоба – это жалоба на лень ребенка. «Ведь мог бы (лучше учиться, своевременно выполнять домашние задания, активнее помогать по дому…) – но ленится!» – «На самом деле он очень способный – но страшно ленивый!» – «Что делать с лентяем? Как справиться с ленью?» Осторожнее со словом.
Еще сто лет назад знаменитый педагог Петр Каптерев решительно настаивал, что никакой лени попросту не существует: «Леность детей – это одна видимость, призрак, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее поглубже и попристальнее – и она исчезла». Сегодня, сто лет спустя, психологические исследования и наблюдения подтверждают мудрость старого педагога.
Лень, леность, лентяйство – это обиходные слова, за которыми скрываются, «прячутся» столь разные явления, что вопрос «как справиться с ленью?» лишается смысла. Надо прежде всего понять, что именно происходит с ребенком, что конкретно препятствует его продуктивному учебному и домашнему труду, и только потом решать, как преодолеть случившуюся беду.
У младших школьников ленью родители часто считают самое очевидное и оправданное возрастом неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать выполнение домашних заданий: хватается за одно, за другое, у него ничего не выходит, он устает. В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем ученик все с большей неохотой за них берется: утомительно, непонятно, «все равно не получается». Картина складывается неприятная: на столе валяются тетрадки, ученик валяется на диване перед телевизором. Не надо спешить ругать и кричать «лентяй!». Присмотритесь, как на самом деле идет работа. Помогите правильно, последовательно, с перерывами на отдых организовать выполнение заданий. Когда ребенок войдет в рабочий ритм, а задания начнут получаться, эта «лень» исчезнет. А если усаживать за уроки из-под палки и только ругать за лентяйство, то ничего хорошего не получится. Тут ведь еще вот в чем дело. Ребенок страдал и не понимал, что происходит, а тут слышит готовое объяснение: он, оказывается, лентяй, вот оно что! Всего-то лишь…
А ведь «быть лентяем» – это своего рода удобная и уютная психологическая и поведенческая ниша. Современные исследования показывают, что в детском сообществе лень вовсе не считается чем-то плохим или стыдным, заслуживающим осуждения или насмешки. Мальчишка или девчонка могут даже хвастаться своей ленью, тем, что они лентяи, а приятелями такое хвастовство будет воспринято с полным пониманием и даже с одобрением.
Особенно вредно приписывать ребенку два взаимоисключающих на самом деле качества – даровитость и лень («способный, но ленивый!). Тем самым родители формируют у ребенка крайне вредную самоидентификацию. Школьник слышит авторитетное родительское подтверждение, что он способный, даровитый. А эти качества высоко ценятся в детской среде. Вместе с тем он фактически получает родительскую санкцию на то, что имеет право никак не проявлять свои способности, не доказывать обладание ими, не трудиться ради их воплощения. Ему, оказывается, мешает всего лишь лень, то есть нечто такое, что его товарищами, его «референтной группой», допускается и одобряется. Дети никогда не говорят о себе: я очень трудолюбивый, я очень прилежный, я очень исполнительный, но часто и с удовольствием говорят: я ужасно ленивый! Обратите внимание на тип нервной деятельности
Нередко за лень родители принимают специфику протекания нервных процессов у ребенка. Существует слабый тип нервной деятельности, каким обладают медлительные дети. У медлительных детей всякая деятельность, умственная и физическая, совершается в собственном темпе. Ограничение времени на выполнение заданий у подвижных детей вызывает ускорение реакций, у них происходит повышение активности мозга, стимуляция его деятельности, а у медлительных детей развивается, наоборот, торможение реакций. Если проворного ребенка подгонять, он станет работать быстрее. Медлительного же подгонять не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как его всегда торопят, ругают, обвиняют в лени, то возникает опасность невротизации. Ведь ребенок постоянно оказывается в стрессовых условиях. Нервная система такого ребенка нуждается в особенно бережном отношении и постоянной тренировке. Нельзя проявлять спешку, раздражаться, дергаться, делая что-то вместе с медлительным ребенком. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается» – это гораздо более эффективное средство воздействия, чем обвинения и понукания. Чем сильнее давление взрослого, его крик и гнев, тем сильнее растет торможение у ребенка. В конце концов он замирает, цепенеет и начинает плакать. Взрослые же, увы, задаются вопросом: как справиться с его ленью? На самом деле это не порок, не лень, а индивидуальная особенность ребенка, с которой необходимо считаться.
Надо рассчитывать время и распределять все действия так, чтобы медлительный ребенок выполнил уроки спокойно, последовательно, без горячки и спешки. Детям со слабыми, инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Жизненные стереотипы и ритуалы очень важны для любого младшего школьника, но во много раз важнее они для медлительного. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справляется. И не только успешно, но и постепенно увеличивая темп.
Всякую нагрузку на свойство активности, подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени) нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон – это веселое, оживленное настроение. Оно создается лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. А ярлык «лентяй!» не помогает нисколько. Может быть, дело в переутомлении?
Под маской лени может скрываться переутомление и даже болезнь. Если ребенок заметно снижает успеваемость, не может собраться с силами, чтобы взяться за уроки, ничего не хочет делать, вял, равнодушен, но ни на что не жалуется, не спешите обвинять его в лени. Сначала нужно исключить возможность заболевания. Может быть, ребенок переутомился. Вероятность этого особенно велика после перенесенной болезни. Например, ученик вернулся в школу после заболевания и энергично принялся наверстывать упущенное. Сначала вроде бы все наладилось, но вдруг – «непреодолимая лень», ничего не интересно, ничего не хочется. Это очевидный случай, когда нельзя ругать и требовать, насильно усаживать за работу. Нужно пойти навстречу потребности в отдыхе, ребенок переутомлен.
Родители иногда называют ленью отчетливый перепад в способностях ученика. Например, ярко выраженный «гуманитарий» слабее успевает по точным и естественным наукам или, наоборот, увлеченному «естественнику» хуже даются предметы гуманитарного цикла. Родители бросают все силы на исправление оценок по конкретным предметам, не соответствующим направленности интересов ребенка, и он все время занимается тем, что у него выходит хуже. Не плохо, но хуже! Понятно, что он делает это без большой охоты и по возможности старается отвертеться. Но это никакая не лень. Что делать в таком случае? Родители говорят: надо же подтянуть оценки, да и работа над тем, что труднее дается, приучает к трудолюбию. Дело здесь в соблюдении меры. Может, стоит смириться с тем, что по всем предметам пятерок не получится, и пусть ребенок упорно развивает свои знания в той области, которая ему близка? Или это – протест?
Под маской лени может выступать протестное поведение ученика. Он взрослеет, осваивается в школе, становится ответственнее и увереннее, а родители продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании. Поэтому учеба представляется ему каким-то подневольным, унизительным делом, и он начинает отлынивать. Исправить ситуацию бывает нетрудно, если доверительно поговорить с ребенком и предоставить ему больше самостоятельности. Но прежде надо понять, что именно такая родительская ошибка вызвала протестное поведение школьника.
Бывает ведь и наоборот: ребенок настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу: это им надо, а не мне, это их дело, а не мое. При взрослении сына или дочери родители снижают мелочное повседневное внимание к выполнению уроков, а ученик тут же запускает занятия. Придется опять вернуться к ежедневной требовательности и ослаблять ее очень медленно и незаметно.
Ленью часто оказывается неизбежное следствие такой родительской ошибки, как подмена усилий ребенка своими собственными. Родители постоянно не столько помогают, сколько выполняют все задания сами – не вместе с учеником, а вместо него. Да, часто им это сделать легче, проще и быстрее, чем долго и терпеливо поддерживать старания ребенка, чтобы он все сделал сам. Но тем самым младшеклассник «растренировывается» и привыкает, что кто-то другой выполнит вместо него все необходимые дела. Поначалу речь идет о трудной, неприятной, кропотливой работе. А со временем даже об интересной, увлекательной, за которую другие дети берутся охотно. У растренированного ребенка не остается других желаний, кроме приятного, необременительного, вялого ничегонеделания.

 


^ Наверх ^