Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны

Урок русского языка. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 4 класс.

 


Авторская разработка урока русского языка в 4 классе

Класс: 4

Урок: Русский язык

Образовательная система: Школа России

Цели урока:

образовательные:

  • формирование умения находить и правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени  в процессе работы с текстом  и словом в технологии РКМЧП; 
  • формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

развивающие:  

  • развивать способность осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
  • формировать у учащихся способность к рефлексии;
  • формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах;
  • воспитывать любовь к родному языку

Задачи:

  • Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
  • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
  • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
  • Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса

Приобретаемые навыки детей

  • навык определения спряжения глагола по неопределенной форме и форме 3-его лица множественного лица;
  • практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • навык работы учащихся в группах, решения проблемных заданий и предъявление результатов своей деятельности.

Тип урока: Урок повторения и обобщения полученных знаний

Образовательные  технологии:

  • Игровая технология
  • ИКТ
  • Приёмы технологии РКМЧП
  • Групповая технология
  • Дифференцированная технология
  • Личностно-ориентированная технология

Оборудование

  •  Компьютер.
  • Проектор.
  • Экран.
  • Презентация POWERPOINT.
  • Учебник русского языка, Т. Г. Зеленина /М. «Дрофа», 2011 год;
  • Справочное пособие по русскому языку. 4 класс. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова/М. 2006г.
  • Приложение № 1 (Карточки для вывешивания на доску -ить,…).
  • Приложение № 2 (Карточки – глаголы-исключения).

Пособия для индивидуальной работы (Приложения 3,4,5) лежат перевёрнутыми на каждом рабочем месте.

  • Приложение № 3 (Текст «Глагол» для каждого ученика).
  • Приложение № 4 (Тест для каждого ученика)
  • Приложение № 5 (Разноуровневые синквейны – для каждого ребёнка по 3 экземпляра).

Управление презентации происходит по щелчку левой кнопки мыши.

Ход урока:

Этапы урока

 

Содержание урока

Использование ИКТ

Примечания

 

I.

Орг.

момент

 – Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке.

 – Надеюсь, он всем принесёт радость общения, что-то новое, полезное.

 – Удачи вам и плодотворной работы.

 – Садитесь. Откройте тетради.

 – Запишите число: - 25 апреля. Классная работа.  (Работа в тетрадях)

 

Слайд № 3

 

 

 

 

Эмоциональный настрой учащихся.

1 мин/1 мин

 

II.

Чисто

писание

 – Начнем наш урок с минутки чистописания. (По щелчку левой кнопки мыши  появляется название этапа урока.)

 – Сегодня мы с вами повторим на минутке чистописания написание:  ГПТ -ть  -оть -ать  -уть  -чь  -ти

(По второму щелчку левой кнопкой  мыши появляются буквы)

Учащиеся прописывают буквы и соединения букв.

 

Слайд № 4

 

Развитие каллиграфического навыка.

 

3 мин/4 мин

 

 

 

III.

Стадия вызова

1. Определение темы урока. Целеполагание.

 – Перед вами (на слайде № 5) слова: бабочка, взлетит, порхает, взмахнула,  любуемся, строит.

 – Найди «лишнее» и объясните свой выбор.

  Предполагаемые ответы:

  • бабочка – имя существительное
  • любуемся – из всех глаголов стоит во мн. числе
  • взлетит – имеет ударное окончание, буд. время
  • взмахнула – глагол прошедшего времени

– О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? (О глаголе)

– В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем? (В окончании)

– Как бы вы сформулировали тему урока? (Правописание безударных личных окончаний глаголов)

     – Какую цель вы можете поставить? (Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов)

– Каким образом мы будем достигать поставленной цели? (Путём упражнений, применения правил)

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме

 

 

 

  

 

 

 

 

 

2 мин/6 мин

2. Приём «Верные и неверные утверждения».

 

 – Перед Вами таблица «Верные и неверные утверждения».      (Слайд  № 7)

 (Таблица продублирована и на доске. Открывается «крыло»)

I спряжение

II спряжение

-ить

-ить

-ыть

-ыть

-оть

-оть

-уть

-уть

-еть

-еть

-ать

-ать

-ти

-ти

-чь

-чь

  Я считаю, что все эти утверждения правильны.

 – Если вы с чем-то не согласны, приглашаю убрать на ваш взгляд неверные карточки (Приложение № 1). (Дети выходят к доске по одному человеку  и убирают  лишние карточки. Следом учитель убирает неверные сочетания с экрана щелчком левой кнопки мыши).

 Получается таблица (Слайд  № 8):

I спряжение

II спряжение

-ить

-ить

-ыть

 

-оть

 

-уть

 

-еть

 

-ать

 

-ти

 

-чь

 

– Молодцы. Но чего не хватает в данной таблице? (Глаголов-исключений.)

– Добавим. (Дети рассказывают наизусть стишок:

Гнать, держать,

 дышать и слышать,

 зависеть, видеть, ненавидеть,

 а ещё смотреть, вертеть,

 и обидеть, и терпеть).

На доске появляются карточки с глаголами исключениями (Слайд  № 9)

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

Последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин/11 мин

 

 

 

IV.

Стадия осмыс-

ления

 2. Работа с текстом. Приём технологии РКМЧП «Инсерт». 

Работа в группах.

     Каждому ребенку выдается текст (Приложение № 3).

   Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте на полях знаками (Слайд  № 10):

+

 – это я знал

 – я думал иначе, ошибочная информация

!

 – обратить особое внимание

?

 – новая информация

 а затем результаты обсудите с соседом по парте:

 Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов.
  • Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
  • Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются.
  • Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию.
  • Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:

1 спряжение: -ешь, -ет, -ем, -ете (-ут), -ёшь, -ёт, -ём, -ёте (-ют)

2 спряжение: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

  • Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:

Например: чита(-е/-и)т?

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они читают

если окончание -ут, -ют – 1 спряжение, то пишем -е

если окончание -ат, -ят – 2 спряжение, то пишем -и.

Определить время, лицо и число глагола.  Но существует и еще один способ.

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по неопределенной форме глагола.

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

 

 

 

 

 

 

Развитие умения анализировать,

сопоставлять,

выделять главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин/16 мин

Физминутка. Гимнастика для глаз «Бабочка»

Слайд № 11

3 мин/19 мин

 2. Работа с учебником.

1) Упражнение 129, стр. 113.

 – Проспрягать глаголы: «иметь», «уходить».

2) Упражнение 130, стр. 113.

(Слайд  № 12)

 

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с материалом урока.   

10 мин/29 мин

Физминутка.

 Спал цветок и вдруг проснулся,

            (туловище вправо, влево.)

 Больше спать не захотел,

            (туловище вперед, назад.)

 Шевельнулся, потянулся,

            (руки вверх, потянуться.)

 Взвился вверх и полетел,

            (руки вверх, вниз.)

 Солнце утром лишь проснется,

 Бабочка кружится, вьется.

              (покружиться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин – 31 мин

 3. Тест.  Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.

 – Положите перед собой тест.

 – Вставьте пропущенные буквы.

 – Обозначьте спряжение.  … 

 – Поменяйтесь листами.

 – Проверьте. Можно совещаться.

Фронтальная проверка с учителем.

 

(Слайд  № 13)

 

 

Укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

 

 

5 мин/36 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

V.

Стадия рефлексии

 

1 . Синквейн.  

 – Заканчивая урок, я предлагаю вам написать  синквейн.

 – Вспомним, что такое синквейн и как он строится   

 Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Выберите уровень и положите перед собой синквейн.

Перед детьми лежат синквейны трёх уровней (Приложение  4):

– для слабых, неуверенных детей – розовые (1);

– для сомневающихся – жёлтые (2);

– для уверенный в своих силах детей – белые (3).

Слайд  № 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение существенных признаков темы урока.

 

 

Развитие умения логически рассуждать, переводить зрительные образы в словесное объяснение. Умение делать вывод.

5 мин/41мин

 2. Итог урока.

 – Поведём итог урока. Прошу вас продолжить высказывания.

( Слайд  № 16)

2 мин/43 мин

 3. Домашнее задание.

 Упражнение 133, стр. 115.

  I группа – 1-е задание;

  II группа – 2-е задание.

 

( Слайд  № 15)

2 мин/45 мин


  Презентация  

  Презентация на сайте «Учебно-Методический портал»  


Литература:

1. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. Часть 2. М.: Просв. 2011

2. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

Интернетресурсы:

Бабочка – http://www.gifpark.su/Gifs/ANIMALS/B_Fly16.gif

Фон  –  httpmuchimage.ucoz.ru_ld149852853.png

Буква Г – http://ms.znate.ru/tw_files2/urls_35/33/d-32962/img12.jpg

Буква П – http://festival.1september.ru/articles/593653/presentation/13.JPG

Буква Т – http://ppt4web.ru/images/23/1043/310/img60.jpg

Бабочки – http://static2.insales.ru/images/products/1/2630/5990982/no-title-normal.png

Бабочка – http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/992/76992567_Papilio_machaon.jpg


Перейти на:  
Главную страницу 
Учительская
СОТ
Такие разные уроки  

^ Наверх ^